Как распознать, что вам звонит мошенник?
Пользователи платежных карт привыкли к звонкам сотрудников банка, которые уточняют информацию о совершенных операциях или рассказывают об актуальных акциях и спецпредложениях. Доверяя официальным представителям финансовой организации, граждане сообщают необходимые сведения, практически не задумываясь о конфиденциальности личных данных.
Этим часто пользуются мошенники: они звонят владельцам карт с целью получить коды доступа к интернет-банку или PIN-коды к «пластику», чтобы похитить средства со счета. Не хотите потерять свои деньги? Запомните основные признаки того, что к вам обращается телефонный мошенник.
Звонки с незнакомых номеров
Сотрудники банков всегда звонят клиентам с официальных номеров, которые указаны на сайте организации. Знать наизусть все телефоны организации не обязательно, достаточно помнить, что звонок должен поступать с местного или федерального номера.
В свою очередь, мошенники обращаются к жертвам с мобильных телефонов, поскольку так их сложнее найти. Аналогичным способом можно распознать фиктивные SMS-уведомления: сообщения от преступников поступают с незнакомого мобильного номера, создавая в смартфонах новое окно переписки.
Отказ отвечать на простые вопросы
Когда звонит сотрудник банка, он видит в компьютере всю информацию о клиенте, поэтому назовет последние цифры номера вашей карты, остаток средств на счете и другие сведения. Мошенники такими данными не обладают, поэтому стараются говорить, не упоминая никаких деталей. Например: «Здравствуйте! Вас беспокоят из банка. Мы видим, что по вашей карте проведена подозрительная операция».
В этом случае уточните, о какой именно карте идет речь, попросите назвать ее номер и сумму последней транзакции. Мошенник не сможет ответить на эти вопросы и будет пытаться сменить тему или поторопить вас с необходимыми действиями.
Попытки встревожить
Чтобы собеседник не успел сориентироваться и быстро сообщил все интересующие сведения, злоумышленники стараются сразу его испугать. Для этого они говорят владельцу карты, что его счет якобы заблокирован, или что с «пластика» списали крупную сумму средств. Доверчивые граждане в таких ситуациях теряются и рассказывают конфиденциальную информацию.
Еще один очень действенный способ встревожить – сообщить жертве, что у нее есть задолженность по займу без залога и поручителей. Такая информация особенно выбивает из колеи тех, кто действительно недавно взял деньги в долг под проценты.
Кроме того, мошенники часто рассылают SMS-сообщения с подобным содержанием и ссылкой, по которой нужно перейти, чтобы узнать детальнее о «проблеме». При переходе по ссылке компьютер, смартфон или планшет заражается вирусом, который позволяет хакерам скачать с устройства любые сведения.
Сталкиваясь с подозрительным звонком или сообщением, главное – не спешить. Свяжитесь с представителем банка по официальному номеру телефона и уточните, действительно ли есть долг по займу, произошло подозрительное списание и т.д.
Попытки выведать PIN или CVV-код
Большинство телефонных разговоров с мошенниками сводится к попыткам последних узнать номер платежной карты и PIN-код под предлогом отмены подозрительной операции, возврата списанных по ошибке средств или восстановления данных о клиенте после сбоя в работе операционной системы банка. PIN-код могут спрашивать и недобросовестные кредиторы при выдаче онлайн-займа на банковскую карту.
В некоторых случаях мошенники пытаются выведать CVV-код – три цифры, указанные с обратной стороны карты. Этот код дает возможность совершать дистанционные покупки в интернете и другие финансовые онлайн-операции. При этом злоумышленники просят сообщить также код подтверждения, который вскоре вам придет в SMS-сообщении. Если вы сделаете это, с вашей карты будут списаны средства и отправлены на счет мошенников. Скорее всего, этих денег вы больше никогда не увидите.
Не забывайте, что PIN или CVV-код, а также коды из SMS-сообщений – это конфиденциальная информация, и сообщать ее третьим лицам нельзя. Сотрудники банков об этом знают и никогда не просят клиентов назвать подобные сведения.
Разговаривая по телефону с представителем финансовой организации, сохраняйте спокойствие и тщательно анализируйте ваш диалог. Так вы легко распознаете мошенника и не станете его жертвой.