Банки обогнали МФО по числу жалоб заемщиков

Центробанк зафиксировал снижение числа жалоб на микрофинансистов: в прошлом году на счет МФО поступило в 20 раз меньше рекламаций, чем на банковские организации.

мфо

В 2016 году регулятор принял 11 тыс. обращений на неправомерные действия микрофинансистов, при том, что количество аналогичных заявлений в адрес банков составило 200 тыс. шт. В основном, недовольство граждан вызывали высокие проценты по срочным займам и передача долгов коллекторам. Подсчеты Центробанка показали, что российские заемщики все реже нарекают на работу МФО.

Тенденция к постепенному снижению числа жалоб на микрофинансовые организации продолжилась и в 2017 году: на протяжении 1-го квартала в ЦБ подали 3,1 тыс. заявлений. Почти половина обращений – 48 % – касалась нарушения прав заемщиков во время взыскания задолженности. На невозможность погашать микрозайм из-за финансовых сложностей указывали в 11 % случаев, а на нелегальные МФО, привлекающие инвестиции граждан, поступило 10 % заявлений.

В Центробанке признают, что рекламаций в адрес микрофинансистов стало не намного меньше: доля обращений на МФО в общем количестве заявлений, как и в прошлом году, составляет 13 %. Но даже такой результат указывает на положительное действие закона о коллекторах и качественные изменения микрофинансового рынка.

В течение последних месяцев ЦБ ограничил количество разрешенных контактов взыскателей с должниками, назначил официального регулятора отрасли и обязал все коллекторские агентства вступить в госреестр. Регулируя работу микрофинансистов, Центробанк ввел ограничение на размер процентов, которые кредиторы начисляют в случае просрочки по микрозаймам, и ужесточил контроль над работой игроков рынка. Благодаря нововведениям россияне теперь могут оформлять микрокредиты, не опасаясь начисления огромных сумм процентов, что положительно повлияло на мнение граждан о займах МФО.

Несмотря на позитивную динамику, резкого падения числа жалоб ожидать не стоит. С каждым годом займы до зарплаты становятся все более востребованной услугой, а с расширением клиентской базы растет и количество заявлений в Центробанк. Сегодня россияне намного лучше информированы о своих правах и возможности пожаловаться на кредиторов, поэтому обращаются к регулятору при любом удобном случае, даже если МФО не совершила незаконных действий.

Центробанк реагирует на каждую полученную жалобу и проверяет качество работы организаций на основании заявлений заемщиков.