Блокировка счета как новый способ борьбы с мошенниками
Обычно блокировкой счетов пугают, говоря: «не переводите большие суммы сомнительным личностям — банк вас накажет как финансового преступника». Однако не всякая блокировка — зло. Например, одно из последних предложений ЦБ связано с финансовой безопасностью держателей пластиковых карт.
Речь идет о блокировке онлайн-операций по карте (переводы и платежи), чтобы ею не смогли воспользоваться мошенники, выманив код для проведения операции. Получается, что картой можно будет расплачиваться в обычных магазинах с помощью банковского терминала, а в интернет-магазинах — нет. Сохранится также функция снятия наличных и входящие переводы.
Инициатива исходила от общероссийского народного фронта (ОНФ), но они предлагали блокировать онлайн-операции только по картам пенсионеров. Центробанк посчитал идею правильной, но уточнил, что мера должна распространяться на всех клиентов банка, поскольку жертвой мошенника может стать каждый.
«Известия» цитируют пресс-службу Центробанка: «Банк России не считает целесообразным отдельным образом дополнительно регламентировать работу банков с клиентами 60+. Инициатива обязать банки по желанию клиента ограничивать ему ряд операций сейчас находится в проработке. Она должна распространяться на всех клиентов». Мысль ЦБ подтверждает статистика. Большинство жертв мошенников (49%) — люди от 29 до 49 лет.
Эксперты тоже поддерживают идею о блокировке онлайн-операций по просьбе клиента. Руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов уверен: «Меры противодействия и расследования подобных действий пока оставляют желать лучшего. В связи с этим ограничение ряда операций становится надежным инструментом сохранения денег и нервов».
Однако со стороны банков изначально было сопротивление инициативы. Видимо, они опасались снижения комиссионных доходов от онлайн-операций. Но эксперты считают, что банкам бояться нечего — операции по карте будут отключать те, кто ими мало пользовался или не пользовался вообще. Намного дороже обходятся банкам репутационные потери из-за мошенников, которые звонят, прикрываясь их именем.
Спустя время, многие банки уже высказываются по-другому, выступая за ограничение онлайн-операций по желанию клиента.
«РИА Новости» приводят слова руководителя направления департамента розничного бизнеса Новикомбанка Евгения Гладилина: «Поддерживаем инициативы ЦБ, направленные на защиту граждан. У клиента могут быть различные причины для того, чтобы ограничить дистанционный доступ к своим счетам, и банк должен предоставить ему такую возможность».
Банк «Русский Стандарт» признал, что уже предоставляет клиентам услуги, с помощью которых можно накладывать ограничения на операции по картам. Например выставлять лимиты на снятие и покупки. Подобный функционал есть в Совкомбанке.
Банк «Открытие» признает, что сейчас у них нет для клиентов возможности ограничивать операции по карте. Доработка приложения и личного кабинета потребует вложений. В банке отмечают: «В случае, если данная инициатива регулятора обяжет банк предоставить клиентам возможность выборочно ограничивать онлайн-операции, банк понесет дополнительные расходы на ИТ-реализацию крупных доработок в своих системах».
Еще одно предложение по борьбе с мошенниками исходит от Минфина — законодательные меры по возврату денег, которые мошенники списали со счета жертвы. Глава департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков говорит: «Одна из этих мер — это проработка вопроса регулирования, чтобы мы могли на законодательном уровне решить вопрос возврата денег, когда люди перевели эти деньги, и эти деньги ушли незаконным способом в другой банк или еще как-то на другой счет, чтобы мы могли эти деньги вернуть человеку. Сейчас такой вопрос прорабатывается, он, конечно, значительно ограничит и сдержит мошенников и позволит людям, в том числе и пенсионерам, пожилым людям, вернуть свои деньги».