Данные должников стандартизируют
Эксперты Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) стандартизируют данные, которые кредиторы должны предоставлять взыскателям при продаже долгов
В НАПКА заявили, что работают над унификацией информации о должниках, которую кредиторы передают коллекторам. Необходимость такой новации в ассоциации объяснили тем, что сегодня взыскатели обладают слишком ограниченными сведениями о клиентах, из-за чего допускают нарушения профильного закона и ошибки при идентификации граждан. Представители НАПКА подчеркнули, что стандартизация данных выгодна и коллекторам, и кредиторам, и рядовым россиянам.
Сейчас нет конкретных правил, которые бы регулировали передачу сведений, и коллекторы получают тот объем сведений, о котором они сумели договориться с кредитором. В большинстве случаев этой информации недостаточно, чтобы запросить кредитную историю должника и даже правильно его идентифицировать. Именно поэтому нередки случаи, когда коллекторы требуют погашения задолженности у граждан, которые оказались тезками должников, или пытаются взыскать долг, который заемщик уже выплатил.
Кроме того, кредиторы зачастую не уведомляют, что по отношению к должнику уже ведется исполнительное производство, или что он при оформлении ссуды отказался от взаимодействия с коллекторами. В результате попытки взыскателей связаться с заемщиком трактуются как нарушение «антиколлекторского» закона и караются штрафами.
Стандартизация передачи данных направлена на устранение этих проблем и упрощении сотрудничества между коллекторами и кредиторами. Эксперты НАПКА создадут рекомендации, какие сведения о должнике должно получить агентство по взысканию долгов для эффективной работы. Имея достаточно информации, коллекторы смогут изучать кредитную историю клиентов и свести к минимуму ошибки при идентификации граждан.
Больше всего пользы новация принесет взыскателям, но в ней также заинтересованы кредитные организации. При поступлении в Центробанк жалоб граждан на неправомерное взыскание, регулятор обращает внимание, в какой компании заемщики оформляли займы или кредиты. Если на имя одного банка или МФО поступает слишком много обращений, то это портит репутацию организации, к тому же, по отношению к ней ЦБ может применить дисциплинарные меры.
Выгоду от нововведения получат и простые граждане, ведь когда оно вступит в силу, сократится количество случаев, когда коллекторы звонят по неправильному номеру телефона и беспокоят особ, которые не имеют отношения к долгу.