Экономическое самоощущение россиян идет «на поправку»

Готовность россиян совершать крупные покупки и обращаться в финансовые организации возвращается к докризисным значениям

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) изучил, насколько россияне готовы совершать крупные покупки и оформлять кредиты и займы. Опрос показал, что показатель потребительского доверия граждан приближается к уровню, который фиксировали еще до кризиса. В ноябре текущего года соответствующий индекс вырос почти до результата декабря 2013 года: 43 пункта против 45. Практически такую же динамику продемонстрировал индекс кредитного доверия: к ноябрю этого года он достиг значения 30, почти догнав декабрьский показатель 2013 года – 34 пункта.

мошенничество

Результаты исследования говорят о том, что сегодня россияне постепенно начинают позволять себе крупные покупки, от которых отказывались в разгар кризиса. В ходе исследования 34 % респондентов оценили нынешнюю ситуацию в экономике как подходящую для совершения крупных приобретений, тогда как еще в январе так считали только 23 % граждан. Тем не менее, большинство россиян – 51 % – придерживаются противоположного мнения.

Если говорить о кредитных настроениях граждан, они не так позитивны. Среди участников опроса 70 % респондентов пока не собираются оформлять крупные займы и кредиты, считая это слишком рискованным. Не боятся брать внушительные суммы в долг только 18 % опрошенных граждан.

Аналитики ВЦИОМ отмечают положительные изменения в финансовом поведении россиян. Сегодня 57 % граждан предпочитают хранить свободные средства не дома, а в банке, хотя еще в начале года доля таких ответов не превышала 41 %. При этом вдвое сократился процент россиян, которые уверены в необходимости забрать деньги из банков: с 56 % до 28 %. Сегодня только 20 % респондентов спешат потратить всю зарплату, тогда как 73 % россиян настроены на создание сбережений и сокращение ненужных расходов.

По мнению экспертов ВЦИОМ, такие результаты свидетельствуют о нормализации экономического самоощущения граждан. Потребители начинают больше доверять финансовым организациям и открывать сберегательные вклады вместо хранения «заначки» дома. Люди все чаще решаются на крупные покупки, совершая их с осторожностью и стараясь не прибегать к заемным средствам. Отношение к займам и кредитам остается несколько «прохладным», но со стабилизацией экономической ситуации оно также будет улучшаться.