Как правительство планирует сокращать уровень бедности
2020 год был богат на пособия, но это не спасло ситуацию. По данным Росстата, за январь-сентябрь прошлого года число бедных увеличилось до 13,3% (в 2019 доля малоимущих была 12,3%). Между тем президент поставил амбициозную цель — сократить бедность в два раза. К 2030 году людей, живущих за чертой бедности, должно стать 6,5%. Проследим, какие меры принимает правительство, что из этого получается и как сказывается на жителях страны.
Алексей Кудрин настроен оптимистично
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин на заседании Комитета Госдумы по контролю и регламенту заявил, что сократить бедность до 6,5% можно раньше 2030 года. Конкретные меры он не озвучил, лишь намекнул, что у Счетной палаты готовы предложения: «Есть меры вполне разумные по ресурсам, которые могут позволить добиться этой цели».
На прошлой неделе Алексей Кудрин предлагал изменить принцип назначения пособия, возможно, и в данном разговоре он намекает именно на эту методику помощи нуждающимся.
Что предлагает Алексей Кудрин?
Сейчас основная соцпомощь ориентирована на семьи с детьми, потому что государству надо стимулировать рождаемость и, учитывая нестабильность доходов, семья с ребенком перешагивает черту бедности, становясь нуждающейся.
Но государство поддерживает семьи с детьми до 8 лет. Например, семья с детьми 5 и 3 лет при низком доходе будет получать пособие. Если в точно такой же семье с точно таким же доходом детям будет 16 и 17 лет, то пособия уже не будет. Конечно, можно оформить статус малоимущей семьи, но в большинстве регионов выплаты составляют 200-1 000 рублей на ребенка.
По этой причине родители и восклицают, глядя на все новые и новые пособия: «А мы чем хуже? После 8 лет не дети, есть не хотят?»
Алексей Кудрин обратил внимание на эту несправедливость и предложил назначать пособие не по количеству и наличию детей, а по нуждаемости, исходя из «дефицита семьи». Это должно расширить меры поддержки на всех нуждающихся и исключит переплату, когда семье не хватает до прожиточного минимума 100 рублей, а они получают 10 000 пособие.
Выглядеть это будет примерно так. У семьи из 4-х человек общий доход 40 000 рублей. Прожиточный минимум в регионе — 11 000 рублей. Чтобы семья перестала быть бедной, им не хватает 4 000 рублей. Предполагается, что государство доплатит — семья перешагнет черту бедности.
Напоминает поддержку пенсионеров. Если пожилому человеку ПФР назначает выплаты ниже прожиточного минимума, соцстрах будет доплачивать. То есть, пенсионер в любом случае будет получать сумму прожиточного минимума — бедным уже не будет считаться.
Посмотрим на статистику шире
Вспомним, что в России бедным считается человек, чей доход ниже прожиточного минимума (в среднем по стране 11 000 рублей). Для семьи считается среднедушевой доход.
Однако судя по исследованию института социально-экономических проблем народонаселения РАН, проблема гораздо шире.
Люди, живущие ниже черты бедности (13,3%) могут позволить себе минимальный уровень потребления в рамках потребительской корзины, обязательные платежи и все. Путешествия, развлечения, накопления, инвестиции, кредиты им недоступны.
Вторая группа россиян составляет 27,8% — низкообеспеченные люди с доходом 1-2 прожиточных минимума (11 000-22 000 рублей на человека). Это как раз получатели пособия, которое назначено, чтобы вывести человека из бедности. Они могут позволить себе больше, чем минимальный набор продуктов и только этим отличаются от предыдущей группы. Накопления, кредиты, инвестиции для них тоже недоступны. Любое изменение в жизни, например, потеря работы вернет человека в бедность. Исследователи причисляют эту группу людей к материально неблагополучной группе.
Сюда же входят люди с обеспеченностью ниже среднего (2-3,2 прожиточных минимума). Это 24,7% населения.
Итого — 64,8% россиян относятся к материально неблагополучным. Доход у них разный и некоторые могут сказать, что живут неплохо, но их объединяет одно — финансовая неустойчивость, неуверенность в будущем. Они не могут делать накопления на «черный день», им тяжело обслуживать кредит. Любые изменения, ухудшающие финансовое положение, могут легко откатить за черту бедности. У людей нет стабильности, которая нужна, чтобы заводить детей, строить дом, брать ипотеку и просто расслабиться.
Исследователи делают вывод, что надо пересматривать подход к социальной помощи, поскольку сейчас она спасает от «абсолютной монетарной бедности», но не дает людям стабильность.