Кто в России получил статус банкрота?

Портал Zaim.com изучил дела о личном банкротстве россиян, чтобы разобраться, какие заемщики чаще всего становятся дефолтными.

банкрот

Анализ более чем 170 дел о финансовой несостоятельности россиян, инициированных с начала года, показал, что банкротов-женщин больше, чем мужчин: 70 % против 30 %. При этом около 20 % дефолтных заемщиков – это пенсионеры. Минимальная сумма долга, с которой гражданин получил статус банкрота, составила 188 тыс. рублей, а максимальная – 4,5 млн рублей.

В Бюро кредитных историй (БКИ) «Эвифакс» подсчитали, что в общем количестве российских заемщиков доля потенциальных банкротов достигла 1,5 %. На первом месте по размеру доли потенциальных банкротов оказалась Республика Бурятия – 2,3 %. Второе и третье место заняли Республика Калмыкия и Магаданская область: 2,2 % и 2,1 % соответственно.

Интересно, что в большинстве случаев граждане, которых признали банкротами, задолжали сразу 7-9 кредиторам, причем, нередко у должника оказывалось несколько просроченных займов в одной и то же организации. Например, зафиксирован случай, когда у банкрота существовали задолженности перед 27 компаниями на сумму 836 тыс. рублей. Среди кредиторов в делах фигурировали не только банки, но и МФО, коммунальные службы, а также частные лица.

Чаще всего граждане становятся банкротами по собственной вине. Не разобравшись в условиях кредитования, россияне оформляют заем, который не в состоянии погасить, и попадают в долги. Чтобы выплатить имеющуюся задолженность, они получают еще одну или несколько ссуд, наращивая общую сумму кредитных обязательств. В результате заемщики загоняют себя в долговую «яму», из которой выбираются уже банкротами.

В таком развитии событий частично виноваты и кредиторы. После изучения дел о банкротстве с участием множества кредиторов невольно возникает вопрос: почему компании выдавали займы заведомо неплатежеспособным гражданам? Примечательно, что среди организаций, которые кредитовали подобных банкротов, есть крупные МФО и банки, которые пользуются современными скоринговыми системами и доступом к базам данных БКИ, а значит, обладают всеми возможностями для качественной оценки клиентов.

Ситуация позволяет говорить о том, что Центробанку РФ следует работать не только над повышением финансовой грамотности россиян, но и ростом ответственности отечественных кредиторов.