Микрозаймы не нагружают семейный бюджет россиян
У большинства заемщиков МФО на погашение микрозаймов уходит не более 20 % ежемесячного дохода.
Исследование, проведенное участниками микрокредитного рынка, показало, что львиная доля заемщиков МФО – 72 % – тратят на внесение платежей по микрозаймам только 20 % своего бюджета. Свыше 50 % заработка на погашение ссуд требуется лишь 3 % граждан.
В опросе приняли участие более 45 000 клиентов МФО, большинство из которых – мужчины в возрасте 18-35 лет, занятые в сфере услуг или производства с заработком от 15 до 30 тыс. рублей в месяц. Главной целью оформления микрозаймов для граждан стало приобретение товаров ежедневного употребления: деньги на такие покупки требовались 46 % респондентов. Примечательно, что доля заемщиков, которые брали ссуды на оплату услуг ЖКХ, погашение банковских кредитов и штрафов, ощутимо выросла: 19 % против 12 % в прошлом году.
Микрофинансисты считают, что для оценки состояния микрокредитного рынка целесообразно анализировать показатель payment-to-income, который отражает отношение суммы всех платежей заемщика по кредитам к размеру его дохода в месяц. Такая оценка позволяет максимально объективно рассчитать уровень кредитной нагрузки граждан и их зависимость от использования заемных средств.
В свою очередь, значение debt-to-income для микрофинансовой сферы подходит меньше несмотря на то, что внедрение этого показателя активно рассматривают в Центробанке. При расчете этого значения сравнивают размер задолженности заемщика с его доходом, учитывая не только общую сумму платежей по микрозаймам, но и взносы по ипотеке и прочие перечисления. Очевидно, что такое значение можно использовать для ссуд на крупные суммы.
Если говорить о payment-to-income, то в среднем клиенты МФО тратят на обслуживание микрозаймов лишь пятую часть своего дохода, что является достаточно небольшим показателем. Можно сделать вывод, что россияне начинают более ответственно относиться к оформлению займов до зарплаты, стараясь не создавать значительной нагрузки на семейный бюджет. Этот результат также афиширует взвешенный подход кредиторов к выдаче срочных займов, которые тщательно оценивают платежеспособность заемщиков и отсеивают клиентов, уже имеющих несколько активных ссуд.