Подростки и финуслуги: что умеет молодежь?
Российские подростки активно используют доступные финансовые продукты, несмотря на то, что родители не спешат их обучать тонкостям обращения с деньгами.
В Национальном агентстве финансовых исследований (НАФИ) выяснили, что большинство юных россиян в возрасте 14-17 лет распоряжаются личными денежными средствами и не боятся применения финансовых инструментов: 86 % подростков расплачиваются наличными и 36 % несовершеннолетних используют банковскую карту. Примечательно, что родители, которые участвовали в этом же опросе, признались, что не учат детей обращению с деньгами и вообще считают, что начинать знакомство с финансовыми услугами следует не ранее, чем с 19 лет.
В ходе исследования 36 % юных респондентов ответили, что родители формируют семейный бюджет, не советуясь с ними, но иногда рассказывают им о финансах. Равноценная доля подростков не участвует в семейном обсуждении расходов и доходов. Только 28 % участников опроса в возрасте от 14 до 17 лет вовлечены в планирование бюджета семьи.
В большинстве семей (61 %) с подростками лишь изредка общаются на «денежные» темы, а регулярно такие вопросы поднимают лишь в 12 % «ячеек общества». Еще 27 % детей никогда не слышали от родителей о том, как правильно пользоваться деньгами и финуслугами.
Примечательно, что в семьях, где принято говорить о финансовых вопросах, 100 % детей распоряжаются собственными средствами, в то время как среди подростков, с которыми родители не обсуждают подобные темы, карманных денег нет у трети респондентов (29 %).
Банковской картой владеют 36 % детей, из которых 44 % обналичивают средства при помощи банкоматов, а 39 % – расплачиваются через терминалы. При этом 89 % несовершеннолетних участников исследования осведомлены о том, что деньги с карт могут похищать мошенники, и знают, как от них защититься. Подрастающее поколение осведомлено о правилах хранения PIN-кодов и пользуется смс-уведомлениями для контроля средств на счете.
В НАФИ отмечают, что с каждым годом снижается средний возраст пользователей финансовых продуктов. Благодаря распространению онлайн-услуг и мобильных устройств с выходом в интернет подростки активно осваивают простейшие денежные операции и даже переходят в категорию клиентов финансовых организаций. Компаниям следует учитывать этот факт и адаптировать свои сервисы под потребности юной аудитории. Причем, не нужно создавать «детские» финансовые продукты: именно стандартные услуги должны стать более комфортными и простыми.