Получить пособие на детей будет проще
Если бы семь лет назад, кому-то из россиян сказали, что пособие на ребенка может прийти автоматически без личного обращения в ведомство и сборов справок, то он бы горько рассмеялся — о российской бюрократии сочиняют анекдоты. Но времена меняются. Государство выделяет миллиарды рублей, чтобы решить проблему назначения и выплат пособий. Все больше мер социальной поддержки оказываются дистанционно без необходимости собирать справки. В конце 2020 года социальная политика перейдет на новый, более высокий, уровень.
Получить пособие будет проще
На пленарном заседании международной онлайн-конференции Artificial Intelligence Journey (AI Journey) Владимир Путин отметил: “миллиарды рублей будут направлены на цифровую трансформацию государственного управления и перевод в электронной формат фактически всех государственных услуг, большинство из них будут оказываться автоматически, по факту возникновения жизненной ситуации человека».
В качестве примера он привел выдачу сертификата на материнский капитал. В 2020 году женщинам не надо обращаться за документами в ПФР, потому что сертификат автоматически придет в личный кабинет Госуслуг.
Так работает межведомственное взаимодействие. Родители регистрируют ребенка в ЗАГС, получая свидетельство о рождении, а данные отправляются в ПФР, где формируют сертификат на маткапитал и отправляют его маме.
Стоит оговориться. Правило распространяется только на детей, рожденных в 2020 году и позже. Если право на материнский капитал возникло ранее, то придется идти в ПФР с заявлением.
Если мама не зарегистрирована на Госуслугах, то сертификат не придет автоматически — ПФР просто не будет знать, куда его направлять.
Как работает межведомственное взаимодействие
Еще один пример межведомственного взаимодействия — выдача пособий на детей 3-7 лет. Чтобы получить помощь, необходимо направить заявление через Госуслуги или МФЦ. Ответственное ведомство самостоятельно проверит доход, семейное положение и прочую информацию о заявителе, разослав соответствующие запросы. Заявителю не придется даже выходить из дома.
В процедуре еще есть недочеты. Не всегда межведомственное взаимодействие работает быстро и четко. Например, запрос соцстраха о составе семьи может остаться без ответа. Чтобы не затягивать рассмотрение, сотрудники ведомства предлагают заявителю получить и принести справку самостоятельно.
Оповещение о выплатах
Важное изменение в социальной политике — уведомление о причитающихся видах помощи будет приходить в личный кабинет Госуслуг сразу, как наступило обстоятельство, дающее право на пособие или субсидию.
Сейчас есть проблема — в стране действует около 380 видов помощи (более 3 000 пособий и прочих выплат) , но мы не знаем и половины, потому что нет единого источника информации.
1 декабря 2020 года проблема будет устранена, потому что персонифицированная информация появится на Госуслугах.
Например, как только у женщины появился ребенок, она получит уведомление о возможности получить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет и инструкцию (куда обращаться и какие документы предоставить).
Обращаем внимание. Для получения уведомлений надо дать разрешение на рассылку информации и заполнить анкету. Пока в Госуслугах нет этого функционала, но до конца декабря он должен появиться.
Оповещение будет работать для всех, кто зарегистрирован на Госуслугах вне зависимости от социального статуса и гражданства.
С середины 2021 года уведомление о социальной помощи можно будет получить через единый колл-центр.