Проблема роста цен на продукты будет решена
Весь год мы с тревогой наблюдали, как растут цены на продукты вопреки сообщениям ЦБ об инфляции ниже 4%. СМИ объясняли ситуацию курсом рубля, пандемией, которая изгнала дешевую рабочую силу из страны, неурожаем и ситуацией на мировых рынках. Под конец года ценами на продукты заинтересовался президент, отметив что реальные доходы населения упали на 4,3%, а цены на сахар выросли на 71%. Владимир Путин поручил кабмину разобраться в проблеме.
Первое снижение цен
Реакция не заставила себя ждать. Премьер-министр Михаил Мишустин на совещании выговорил министрам за упущение ситуации.
В адрес экспортеров и торговых сетей тоже полетела критика: «не надо наживаться на людях. В нынешней непростой ситуации это недопустимо. Необходимо принять решительные меры и разобраться с ценообразованием».
Власти не просто поговорили, а пришли к решению — регулировать цены на сахар и растительное масло (их определили как самые подорожавшие). Предельные цены на сахар: 36 рублей на оптовом рынке и 45 рублей в рознице. Предельные цены на растительное масло: 95 и 110 рублей соответственно. Ряд СМИ называют это государственным регулированием и «заморозкой» цен. Государственный ТАСС — рекомендацией.
Интересно, что по закону «О торговле» правительство могло бы самостоятельно установить потолок цен, но вместо этого пригласило на совещание производителей масла и сахара, чтобы подписать соглашение. Участники совещания отнеслись к проблеме «с пониманием», как отмечает Андрей Белоусов.
Цены снизятся не только заморозкой
Кроме регулирования цен, министр экономического развития Максим Решетников озвучил еще ряд мер, направленных на стабилизацию цен:
- мониторинг исполнения соглашений с производителями силами ФАС;
- господдержка для производителей сахара, хлеба и переработчиков муки;
- возможна квота на экспорт зерна в размере 17,5 тонн;
- экспортная пошлина на пшеницу может составить внутри квоты 25 евро, вне квоты — 50%, но не менее 100 евро;
- возможное введение пошлины на экспорт подсолнечного масла, если соглашение по ценам не будет исполняться;
- правительству могут дать право установить планку колебаний цен на социально значимые товары в 10%.
Экономисты не разделяют оптимизма властей
Экономисты встретили идею регулирования цен без энтузиазма. В качестве примера приводят 2007 — 2008 годы. Тогда инфляция достигла двузначных значений, соответственно, скачок цен на продукты был ощутимый. Правительство заморозило цены на молоко, масло, хлеб и яйца. Некоторое время цены на продукты действительно держались, поскольку их сдерживал закон. Но ничто не вечно. Заморозка закончилась — продукты подорожали, причем сильнее незамороженных: 14,6% против 11,8%. Еще одной проблемой “заморозки» стал дефицит.
Почему регулирование цен не помогает?
Цены на продукты — не всегда прихоть производителей или продавцов. Во-первых, влияет мировой рынок. Во-вторых, сказываются урожайность и количество посевных площадей. Например, в этом году сахарной свеклы посажено на 17% меньше, чем в прошлом году, а урожай был значительно хуже. Случился дефицит. Как и полагается при рыночных отношениях, цены поднялись.
В прошлом году ситуация была иная — из-за урожая случилось перепроизводство, соответственно, цены упали. Предприниматели были вынуждены брать кредиты. В этом году их надо покрывать, что тоже влияет на цену продукта.
Что сейчас будет, если цены насильно сдерживать? Доход бизнеса упадет, инвестиции уйдут. Часть предприятий закроются, продукции на рынке станет меньше. Мы придем к дефициту.
К вопросу сдерживания цен на продукты возвращались в 2010 и в августе 2020, но так и не пришли к решению, боясь негативных последствий.
Разговоры о снижении цен греют слух рядового покупателя, но пугают экономистов, производителей и продавцов. Решение властей и шумиху вокруг цен на сахар и масло экономисты называют политическим решением, а не экономическим.