Профильный закон не сдерживает коллекторов
Вступление в силу «антиколлекторского» закона не прибавило вежливости взыскателям
В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) подсчитали, сколько раз россияне жаловались на взыскателей за прошедшие 9 месяцев этого года. Оказалось, что количество заявлений достигло 3,7 тыс., что превысило результат прошлого года на 37 %. При этом доля жалоб на грубое обращение коллекторов с 2016 года не изменилось, и составила 11 %.
Аналитики НАПКА отмечают, что россияне стали чаще пенять на взыскателей, из-за большей осведомленности о том, куда следует жаловаться в случае нарушений законодательства. Но тот факт, что доля заявлений на грубые действия коллекторов не снижается, говорит о том, что «антиколлекторский» закон не оказал существенного влияния на агентства по взысканию долгов, как и работа Федеральной службы судебных приставов (ФССП).
По данным приставов, за период с января по сентябрь 2017 года россияне подали 9 тыс. жалоб, касающихся нарушений коллекторами законодательства. Однако в 70 % случаев ФССП не смогла наказать нарушителей, поскольку они оказывались либо «теневыми» игроками рынка, либо прямыми кредиторами. При этом у приставов есть возможность повлиять только на легальные компании, состоящие в государственном реестре.
Таким образом, «антиколлекторский» закон, хотя и ограничил число контактов взыскателей с должниками и обязал их вступить в госреестр, не смог снизить количество случаев грубого отношения коллекторов по отношению к клиентам. Но, по словам экспертов, исправить положение возможно, если принять ряд поправок в профильное законодательство.
Главное, в чем нуждается сфера взыскания – единые стандарты деятельности для всех игроков рынка, которые занимаются работой с должниками. Это значит, что у ФССП должна быть возможность влиять и на коллекторские агентства, и на кредитные организации в случае нарушения ими норм законодательства. Кроме того, регулятор нуждается в более тесном сотрудничестве с правоохранительными органами, к которым следует обращаться для привлечения нарушителей к ответственности.
Внесение соответствующих поправок запланировали на начало 2018 года, но оно вряд ли состоится, ведь нужные нормы пока не разработаны до конца.
Учитывая это, гражданам, которые планируют оформлять займы до зарплаты, следует ответственно подходить к выбору кредитора и к обслуживанию ссуд. Обращаться стоит только в те компании, которые работают с легальными коллекторскими агентствами, не нарушающими права граждан. А чтобы вовсе не столкнуться с взыскателями, важно вовремя вносить платежи по ссуде и не допускать просрочек.