Роспотребнадзор ограничил возможности МФО

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека запретила микрофинансистам изменять способы погашения займа в одностороннем порядке.

роспотребнадзор

Роспотребнадзор пошел навстречу клиентам МФО, запретив микрофинансистам менять способы возврата микрозаймов до зарплаты. Это решение поддержал апелляционный суд, оставив действительным штраф, который Федеральная служба наложила на одну из МФО за указанные действия.

Свою позицию Роспотребнадзор объяснил тем, что непредвиденное изменение способа возврата микрозайма может привести к росту долга. В ведомстве также указали, что действующее законодательство признает способы выплаты займа частью кредитного договора, поэтому кредитор не может их менять по своему желанию.

Участники рынка МФО с таким решением не согласны. Представители микрофинансистов отмечают, что методы погашения срочных займов могут меняться и без инициативы кредитора, например, если оператор платежной системы изменит тарифную политику или же решит прервать сотрудничество с компанией. МФО подчеркивают, что подобная практика достаточно распространена, поэтому кредиторов нельзя наказывать за действия платежных систем.

В свою очередь, операторы по проведению платежей опровергают данное утверждение. По их словам, прекращение сотрудничества с МФО – это достаточно редкое явление. На расторжение договора организации идут в том случае, если организация замечена в проведении сомнительных ПОД/ФТ операций.

В Роспотребнадзоре намерены организовать масштабные проверки микрофинансистов на предмет изменения способов выплаты микрозайма. Ведомство привлечет к ответственности выявленных нарушителей в соответствии с нормами законодательства.

Для заемщиков такое решение Федеральной службы означает, что обслуживать микрозаймы до зарплаты будет проще, а сама услуга станет «прозрачнее»: можно не опасаться того, что условия кредитного договора внезапно изменятся, а процесс выплаты микрокредита станет сложнее или дороже. Если кредитор все же прибегнет к такой мере, граждане смогут пожаловаться на него в Роспотребнадзор или в Центробанк и отстоять свои права. МФО, в свою очередь, станут еще более ответственными по отношению к клиентам и будут более взвешенно подходить к сотрудничеству с операторами платежных систем.