С 1 июля Пенсионный фонд начинает оповещать россиян о причитающихся пособиях по телефону

В России существуют сотни видов социальной поддержки, а это тысячи пособий, льгот, субсидий и других видов помощи. Однако мы не знаем о существовании десяти – двадцати самых популярных. В итоге — не пользуемся тем, что дает нам государство. С декабря прошлого года заработала система оповещения граждан о причитающимся им выплатах через портал Госуслуги. С 1 июля этого года система расширится — о всех возможных видах соцпомощи можно будет узнать на горячей линии ПФР.

Согласно постановлению правительства от 03.12.2020 № 1994, в июле 2021 года ПФР должен запустить единый контакт-центр, где можно получить консультацию обо всех причитающихся выплатах.
Оповещение запускается на базе пенсионного фонда, но это вовсе не значит, что информация в контакт-центре будет доступна только о пособиях, которые выплачивает ПФР. В кол-центре будет собрана информация о всех видах социальной помощи — пособия, связанные с безработицей, беременностью и родами, выплаты пенсионерам, малоимущим, многодетным и прочим категориям граждан. Кроме этого, на горячей линии можно будет узнать не только о федеральных пособиях, но и о региональных мерах поддержки.
Контакт-центр будет использовать информацию, находящуюся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО).
ПФР сообщает, что отвечать на звонок будет автоинформатор. Он сможет решить часть типовых проблем. Если робот не сможет помочь звонящему, человека переключает на вторую линию. где уже можно пообщаться с оператором. На второй линии тоже доступна только общая информация о выплатах. Индивидуальная консультация проводится на третьей линии. Но для этого придется пройти идентификацию по кодовому слову, которое задается на сайте ПФР или в отделении.
На индивидуальной консультации можно узнать об уже назначенных выплатах, их сумме и дате перерегистрации, а также выяснить, что еще можно получить в сложившейся жизненной ситуации.
Пока Пенсионный фонд не опубликовал информацию о номерах телефонов контакт-центра, но обещал сделать это в ближайшее время.
По постановлению правительства, которое мы упоминали в начале статьи, персонализированную информацию о социальных выплатах можно получить в личном кабинете на Госуслугах. Оповещение о пособиях будет приходить автоматически, после того, как наступит жизненная ситуация, дающая право на выплаты. Например, если мама регистрирует рождение ребенка, ей на Госуслуги придет информация о сертификате на материнский капитал и инструкция, как получить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Чтобы получать уведомления, необходимо сделать настройки личного кабинета — включить разрешение на получение уведомлений.
Если вы любите живое общение, то информацию о причитающихся пособиях можно получить в МФЦ.

Что делать, если право на пособие было, но вы о нем не знали?

Резонансное дело о назначении пособий рассматривал Верховный суд. Жительница Москвы в 2012 году оформила пенсию на ребенка-инвалида, а в 2018 году узнала, что ей самой полагается пособие по уходу за ребенком, поскольку она не работает.
Женщина обратилась в ПФР за выплатами. Ей назначили пособие, но с даты обращения, а не с момента, когда наступило право на выплаты.
Женщина обратилась в суд, но все инстанции посчитали, что ПФР поступил правомерно — назначил выплату с момента подачи заявления.
Верховный суд посчитал, что решение судов было неверным. По общему правилу социальные выплаты назначаются на основании заявления, но в п. 3 Положения о Пенсионном фонде сказано, что ведомство должно вести разъяснительную работу среди населения — рассказывать о том, какие выплаты причитаются льготным категориям граждан. В постановлении ВС сказано: «При обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган».
В данном случае женщина обратилась в ПФР за пенсией на ребенка, значит, сотрудники фонда должны были ей рассказать обо всех выплатах, которые назначаются в данной жизненной ситуации. Однако они этого не сделали, соответственно, женщина не получила деньги. Согласно п. 16 Правил от 2 мая 2013 года № 397, она имеет право получить недоплаченные суммы за прошлое время без ограничения срока.
Пока история не закончилась — дело направлено на повторное рассмотрение в суд первой инстанции. Однако уже создан прецедент. Если вы оказались в подобной ситуации, можно смело ссылаться на решение Верховного суда.

Получить деньги

Поделиться в соц.сетях: