Споры с МФО будет решать финомбудсмен

Центробанк и Минфин обяжут заемщиков обращаться к финансовому омбудсмену перед подачей судебного иска.

финомбудсмен

У клиентов микрофинансовых организаций может появиться еще один способ решать споры с МФО в досудебном порядке. В Минфине и Центробанке готовят новацию, которая обяжет заемщиков в случае спорных ситуаций с кредитором обращаться сначала к финансовому омбудсмену. Подать судебный иск можно будет, если решение финомбудсмена покажется гражданину неудовлетворительным.

Нововведение должно выполнить сразу несколько функций: дать заемщикам еще один способ разрешить спор, не обращаясь в суд, разгрузить судебную систему и побудить МФО более ответственно относиться к вопросам взаимодействия с клиентами. В ведомствах предполагают, что, со вступлением новации в силу, количество судебных исков ощутимо сократится, т.к. часть конфликтов граждане будут решать через финомбудсмена. Для заемщиков такая норма станет возможностью избежать судебных издержек и защитить свои права вне суда.

Стоит отметить, что граждане не будут платить за услуги финомбудсмена: на первом этапе запуска проекта содержать данный институт будет Центробанк, а потом – сами МФО.

Также нововведение изменит отношение микрофинансистов к разрешению спорных ситуаций с клиентами: недобросовестные МФО уже не смогут игнорировать жалобы заемщиков. В новых условиях кредиторам придется решать конфликтные ситуации самостоятельно, чтобы не привлекать финомбудсмена и меньше платить за содержание этих специалистов.

Оформляя микрозайм, граждане смогут с легкостью узнать, сколько споров с клиентами возникало в той или иной организации, т.к. финомбудсмены будут работать публично. Это даст заемщикам еще один инструмент для выбора надежного кредитора, а МФО – стимул не допускать конфликтов с клиентами для сохранения своей репутации.

Игроки микрокредитного рынка в целом благосклонно оценивают инициативу Минфина и регулятора, вместе с тем отмечая, что на данный момент она противоречит действующему законодательству. Эксперты сообщают, что новация идет в разрез с нормой, которая разрешает гражданам свободно выбирать способ защиты своих прав и при необходимости обращаться в суд.

Поскольку сотрудники Центробанка находятся на этапе разработки проекта, у них есть время, чтобы учесть замечания и доработать инициативу.