Стоит ли создавать государственный алиментный фонд
По данным Росстата, в 2019 году суммарная задолженность по алиментам составляла 150 млрд рублей. Это больше, чем годовой бюджет, выделенный на культуру. Для сравнения: в 2012 году долг по алиментам был всего 19,8 млрд рублей. Даже если сделать поправку на инфляцию, становится понятно — ситуация требует вмешательства. Президент в последнем послании Федеральному Собранию обратил внимание на проблему. В свете этого всего старая идея о создании алиментного фонда заиграла по-новому.
Что такое алиментный фонд
Представим обычную ситуацию – супруги развелись, дети остались с мамой, папе присудили алименты, но он избегает ответственности, всячески уклоняясь от платежей.
Первым делом женщина обратиться о взыскании долга к приставам. Они начнут искать имущество и деньги на счетах. Если папа работает неофициально, а квартиру и прочее имущество успел переписать на родственников, то приставы вернутся с отчетом, что ничего не нашли. Часто на этом история начинает буксовать и дальше не продвигается.
Если мама настойчивая, то добьется административной ответственности в виде штрафа. Однако если мужчина не платит алименты, то и штраф не станет платить. Далее можно добиваться уголовной ответственности, но на практике суды встают на сторону отца и оставляют его на свободе.
Устрашение в виде лишения прав и запрета выезда за границу многих не пугает. Как видим, закон суров к должникам по алиментам, но он бессилен перед злостными уклонистами. Женщина в это время нуждается в деньгах, чтобы покупать ребенку одежду, обувь, еду, оплачивать садик и дополнительные занятия.
Депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по образованию Евгений Бунимович в интервью «Вечерней Москве» говорит: «Если мама сама не будет суетиться, все заглохнет еще на первой стадии (поиск имущества). Но мне вот кажется, что даже полного банкрота можно при желании заставить расплатиться по счетам. Если он физически здоров, с головой и руками — метелку в руки, и вперед, на общественные работы: подметать улицы, зарабатывать денежку и возвращать долги».
Алиментный фонд — организация, которая станет выплачивать алименты вместо скрывающегося родителя. Затем компетентные органы займутся поиском должника и взысканием денег, которые за него отдал бюджет. Задача второго родителя упростится — не придется сидеть без денег и обивать пороги ведомств в поисках управы на бывшего супруга.
Кто финансирует фонд?
Идею создания алиментного фонда положительно воспринимают и сенаторы, и депутаты, и народ. Президент регулярно напоминает, что идею бросать не надо — она важна для общества.
Однако разработка законопроектов ведется с 2008 года и ни один из них не был принят, потому что как только заходит речь о деньгах, законотворцы попадают в тупик.
Теоретически фонд должен пополняться средствами должников, которых нашли. Но надо быть реалистами — на 100% покрыть расходы не удастся. Кого-то не найдут, кому-то платить нечем, а ведь кроме самих выплат фонду придется покрывать расходы на администрирование (сотрудников, сдания, технику).
Получается, что дефицит фонда будет покрывать государство, у которого и так часто доходы не покрывают всех расходов. Честные налогоплательщики тоже не придут в восторг от идеи содержать чужих детей.
Есть еще один источник средств — бизнес. В одном из законопроектов было предложено создать алиментный фонд на базе ФСС и формировать его за счет отчислений работодателя. Однако бизнес, борющийся с кризисом, не захочет нести дополнительные расходы, оплачивая чужую безответственность.
Одним словом, источники финансирования пока туманны.
Кто станет искать должников?
Еще один нерешенный вопрос — кто станет работать с задолженностью? Это может быть специально созданное ведомство или уже имеющееся. Например, ФССП. Если работу с долгами отдадут приставам, то возникнет еще один вопрос — что изменится?
То же самое ведомство теми же самыми методами будет искать тех же самых людей. Только отчитываться будет не перед частным лицом, а перед государством. Добавит ли это эффективности?
К тому же приставы сами становятся источником задолженности. Например, в Железногорске отец исправно перечислял в ФССП деньги, чтобы те передали бывшей жене. Но приставы их до адресата не доносили. В итоге накопился долг 409 тыс. рублей. Вернуть удалось только 103 тыс. рублей. Напрашивается вывод, что надо не новую структуру создавать, а навести порядок в старой.
В качестве альтернативы предложено объединить алиментный фонд и социальное казначейство, которое сейчас будет заниматься выплатами пособий. Если ведомство заметит, что женщина не получает алименты, хотя имеет на них право, то подаст сведения в розыскные органы.
Алиментное казначейство решит проблему финансового обеспечения одиноких родителей. Однако останется проблема безответственности вторых родителей, которые отказываются содержать ребенка и всячески избегают ответственности. Не в последнюю очередь надо закрывать лазейки, чтобы должникам было невыгодно бегать.